"Породистое" кресло Recaro понравилось ортопедам меньше всего

На ремешках безопасности устанавливались датчики, фиксирующие усилие, с которым манекен давит на лямки при ударе

Поведение кресла и манекена в момент удара фиксировала высокоскоростная видеокамера, установленная за бортом Нивы

Тележка с кузовом Нивы стоит на стартовой позиции. Через несколько секунд катапульта "выстрелит" тележку в бетонный куб

Отсутствие мягкой накладки на пряжке внутренних ремней недопустимо! Даже несильное торможение может привести к серьезным травмам

На боковине кресла обязательно должна присутствовать схема его фиксации "взрослым" ремнем

Лямки "взрослого" ремня безопасности обязательно должны фиксироваться на основании кресла при помощи таких зажимов

У кресла, не имеющего внутренних ремней, важно правильно установить высоту подхода диагональной лямки к плечу малыша

Cтандарт Isofix

Около двух лет назад ведущими автопроизводителями был разработан и принят стандарт Isofix. На нижней платформе детских кресел стандарта Isofix установлены специальные кронштейны, которыми кресла жестко крепятся к проушинам на сиденье автомобиля. Считается, что такой способ безопаснее. Правда, отечественные травматологи сомневаются в этом - они опасаются, что клевок головы в этом случае будет намного сильнее. Кроме того, кресла стандарта Isofix гораздо дороже традиционных детских кресел - сиденье группы I стоит около 500 долларов.

Встраиваемые детские кресла
Некоторые модели автомобилей Volvo, а также минивэны Volkswagen Sharan, Seat Alhambra и Ford Galaxy оснащаются встроенными детскими креслами, интегрированными в обычное сиденье подобно подлокотнику и "раскрывающимися" при необходимости. Внутри такого "трансформера" предусмотрены не только подушка и спинка, но и внутренние ремни безопасности, при помощи которых ребенок фиксируется в кресле.

Кресло "на вырост"?
Все детские сиденья в зависимости от размеров, возраста и веса ребенка разбиты на пять групп. Некоторые кресла создают с расчетом на широкий диапазон веса и возраста - в маркировке такого сиденья указывают несколько групп. Надо помнить о том, что по мере роста малыша ремешки безопасности необходимо периодически переставлять в более высокие точки крепления. Кроме того, большинство "мультигрупповых" кресел имеет различные регулировки (высота подголовника, боковой подпор). Это делает сиденье дороже, но зато позволяет подольше не менять его, подгоняя посадку под растущего ребенка.

День защиты детей

Что говорят о перевозке детей в автомобиле Правила дорожного движения? Лишь то, что ребенка младше 12 лет запрещено усаживать на переднее сиденье. Этого преступно мало!
Меж тем, во всех западноевропейских странах еще в 1983 году на законодательном уровне было принято обязательное использование детских кресел для детей ростом до 150 см. К счастью, детские сиденья теперь продаются и в нашей стране. Но какое из них выбрать? Мы решили приобрести 10 кресел, каждое из которых предназначено для перевозки трехлетнего ребенка весом 16 кг, и провести их "краш-тест" с использованием специального манекена.

Посмотрите на автомобили с детьми на борту. В лучшем случае рядом с ребенком на заднем сиденье сидит кто-то из взрослых. А в худшем случае ребенок предоставлен в дороге самому себе - он или висит между передними креслами, разговаривая с родителями, или стоит на коленях на заднем диване и смотрит в заднее стекло...
Неужели мы так не ценим жизнь собственных детей? Неужели не допускаем даже мысли о том, что из-за следующего поворота на встречную полосу может внезапно вылететь пьяный водитель? Взрослые, особенно пристегнутые ремнями безопасности, при этом имеют больше шансов остаться в живых. А ничем не закрепленный ребенок при фронтальном столкновении маленьким снарядом улетит в лобовое стекло! Ведь удар длится десятую долю секунды, а перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках взрослый, его руки не смогут развить усилие в сотни килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки швырнут вперед и его. И он просто расплющит собой ребенка...
Гарантия безопасности наших детей только одна - специальное кресло. Какие сиденья предлагаются на нашем рынке? Во-первых, на прилавках мы не обнаружили ни одного отечественного кресла,

что еще раз говорит о преступном пренебрежении к безопасности детей в России. Ведь импортные сиденья недешевы - самое доступное креслице из тех, что мы нашли в магазинах, стоило $95. А самое дорогое (забегая вперед, скажем, что и самое лучшее) - $285.
К счастью, импортных детских сидений в Москве много - можно подобрать креслице для ребенка любого веса и возраста. Мы приобрели в магазинах Москвы 10 детских кресел, рассчитанных на перевозку трехлетних малышей. Это немецкое сиденье Recaro Start, французские Bebe Confort, Mothercare Columbia и Mothercare Challenger, Chicco Shuttle и Cam Ciao Plus из Италии, голландское кресло Maxi-Cosi Priori, Bebecar 889 из Португалии, Play Universal из Испании и, наконец, английское сиденье Britax Super-Cruiser. Все 10 креслиц устанавливаются в автомобиль одинаково - они крепятся к сиденью штатным инерционным ремнем безопасности, а ребенок в них сидит лицом по ходу машины.
Первую часть испытаний мы провели в Москве - в Головном испытательном центре материалов, производств и товаров для детей. Специалистам этой организации помогали детские ортопеды Научно-практического центра ортопедической медицины ОрМед. Врачи с помощью нормативов ГОСТ 17917-86 "Фигуры мальчиков типовые" изучили спинку и подушку сиденья, конструкцию ремней безопасности и, в зависимости от итоговой оценки, распределили кресла по трем классам. В первый класс с оценкой "отлично" попали только два кресла, которые ортопеды признали наиболее удобными, - Chicco и Play. Кресла второго класса - это Bebecar, Cam, Bebe Сonfort, Maxi-Cosi и Mothercare Columbia - продуманы с точки зрения ортопедии не столь удачно, но вреда для здоровья или ухудшения осанки опасаться не стоит. А вот три кресла, которые попали в группу III - Recaro Start, Britax Super-Cruiser и Mothercare Challenger, - для поездок длительностью более пяти часов подряд ортопеды не рекомендуют. Малыши будут уставать.
А потом мы повезли все десять сидений в Тольятти - в лабораторию ударных испытаний АвтоВАЗа, специалисты которой несколько лет назад проводили для Авторевю краш-тесты Волги, Святогора и седана Ford Escort. Дело в том, что среди обширной "семейки" тольяттинских манекенов есть и малыш Hybrid II весом всего 16 кг, антропология которого скопирована с трехлетнего ребенка. И теперь малолетний манекен, усаженный по всем правилам в детское сиденье, должен был принять участие в десяти "авариях" и с помощью датчиков рассказать о тех перегрузках, которые он испытал в каждом кресле.
Специально для этих испытаний тольяттинцы построили уникальный стенд. На разгонной тележке, предназначенной для имитации боковых ударов и наездов сзади, был закреплен фрагмент кузова Нивы, внутри которого остались на своих местах только заднее сиденье и правое переднее кресло. Строго следуя инструкции к каждому детскому креслицу, вазовцы пристраивали "колыбельку" на правой части заднего сиденья, пристегивали ее штатным инерционным ремнем безопасности и усаживали туда своего "малыша". Тележку отводили назад для разгона, под жужжание привода разгонной катапульты полу-Нива выстреливала вперед - и на скорости 36 км/ч врезалась в специальный тормозной гидроцилиндр. Масса тележки, скорость разгона и характеристики перепускного клапана гидроцилиндра подобраны таким образом, чтобы достичь замедления в 33 g (g - ускорение свободного падения, равное 9,8 м/с2). Именно такие перегрузки действуют на автомобиль при столкновении с бетонной стенкой на скорости 50 км/ч. А следовательно, расшифровав показания датчиков манекена и изучив кадры съемки скоростной телекамерой, установленной на борту Нивы, мы сможем понять, насколько смягчило кресло этот удар для нашего трехлетнего "малыша".
Штатный ремень безопасности Нивы, которым пристегивались креслица, вазовцы после каждого испытания заменяли новым. Ведь после "боевого" срабатывания ремень и инерционная катушка могли получить скрытые повреждения, которые способны исказить результаты следующего теста. Кстати, и в жизни после каждой аварии сработавшие ремни безопасности полагается заменять новыми.
Чем удивили нас результаты испытаний? Во-первых, врачи-ортопеды так и не смогли найти ни одного кресла, совсем лишенного недостатков. Например, пластмассовая пряжка ремешков французского сиденья Mothercare Challenger оказалась не прикрыта защитной подушечкой. А ведь в застегнутом состоянии она располагается прямо между ножками малыша. Даже при резком торможении ему будет больно! Что уж говорить о защите при аварии?
А конструкторы известной немецкой фирмы Recaro посадили ребенка попкой на совершенно плоскую подушку. При этом профиль спинки у кресла Recaro Start - великолепный.
Во-вторых, ударные испытания выявили массу нюансов поведения манекена при столкновении. Оказалось, что каждое кресло при одинаковом замедлении ведет себя по-разному! Безопасность ребенка зависит от множества нюансов: от того, как пропущены лямки ремня безопасности в основании кресла, от геометрии внутренних ремешков, от надежности конструкции самого сиденья...
Краткое описание каждого кресла поможет вам составить собственное мнение. С точки зрения безопасности ребенка наилучшими результатами обладают две "породистые" и дорогие модели - Recaro Start и Bebe Confort. Но если учитывать еще и оценки ортопедов, да и высокую нагрузку на грудь манекена от ремня безопасности в немецком кресле, мы все-таки выбрали французское сиденье Bebe Confort. А из кресел подешевле мы рекомендуем Maxi-Cosi. Это кресло получило высокий ортопедический балл и способно защитить шею ребенка от серьезных травм.
Самым "провальным" оказалось наиболее дешевое кресло Cam.
Напоследок сформулируем несколько общих советов, которые помогут заботливым родителям выбрать хорошее детское креслице. Всегда обращайте внимание на спинку - она должна быть выше головы ребенка. Чем более развиты боковины сиденья, тем лучше - это не только защитит голову и плечи малыша при аварии, но и поможет ему мирно дремать в поворотах.
Если кресло имеет внутренние ремешки безопасности, то их лямки и замок обязательно должны быть прикрыты мягкими широкими накладками. У тех кресел, в которых ребенок фиксируется штатным инерционным ремнем автомобиля (в нашем тесте это Recaro Start и Britax Super-Cruiser), должны быть направляющие, которые регулируют высоту диагональной лямки ремня над плечом ребенка. У обоих кресел нашего теста рекомендация по выбору высоты была одинаковой - ремень должен подходить к плечу чуть сверху.
И очень важно, каким образом фиксируется на заднем сиденье само кресло. Если на нем не предусмотрено специальных клипс или зажимов, которые жестко тормозят лямку ремня безопасности, при аварии такое сиденье будет небезопасным! Яркие примеры - все то же итальянское кресло Cam или португальское сиденье Bebecar. Лямки ремня свободно скользят в направляющих их корпусов, и при аварии такие кресла вместе с ребенком выскальзывают вперед, почти не встречая сопротивления со стороны ремня безопасности!
Кстати, чем круче поднимается вверх диагональная лямка ремня, тем лучше. Такое кресло будет надежнее стоять на сиденье автомобиля при боковых перегрузках, а при лобовом ударе быстрее сработает инерционная катушка безопасности.
Ну, а главный вывод очевиден. Между качествами детского кресла и его ценой существует почти прямая связь. Чем дороже, тем лучше. Так что если вы возите своего ребенка в автомобиле, не поскупитесь, купите для него "породистое" кресло. На детях не экономят.

Дмитрий Шевцов
Фото автора

Крючки, на которые можно повесить лямки внутренних ремешков, будут очень кстати при посадке малыша в кресло

 

У восьми кресел, участвовавших в нашем тесте, можно изменять угол наклона сиденья относительно платформы-основания. Это может пригодиться в дальней дороге, если ребенок устал и захотел спать

Для того, чтобы продемонстрировать разницу в поведении кресел во время фронтального удара, мы привели кинограммы испытаний двух кресел - лучшего по результатам нашего теста сиденья Bebe Confort и аутсайдера Cam.
У кресла Bebe Confort (вверху) надежные зажимы, которые крепко "держат" ремень безопасности в направляющих. Поэтому инерционная катушка ремня срабатывает сразу после удара (второй кадр, 65 миллисекунд), и основание кресла практически не отрывается от сиденья автомобиля. Потом происходит "запрограммированная деформация" кресла - оно начинает "раскрываться", поглощая энергию удара, что значительно снижает нагрузку на манекен. При пиковых перегрузках (третий кадр, 100 мс) манекен совершает клевок головой вперед. Но благодаря эффекту "подныривания" тела вперед в "раскрывшемся" кресле нагрузка на шейные позвонки снижается, уменьшая вероятность травм. На двух последних снимках (150 и 200 мс) происходит мягкий отскок.
И совсем по-другому выглядит кинограмма испытаний кресла Cam (внизу). Фиксаторы лямок ремня безопасности здесь отсутствуют - лента ремня свободно скользит в пластиковых пазах, инерционная катушка срабатывает с большим запаздыванием, и кресло вылетает вперед (второй кадр, 65 мс). При пике замедления манекен совершает резкий клевок головой (третий снимок, 115 мс). А на отскоке (кадры 4 и 5, 180 и 260 мс) кресло начинает летать по салону, насколько позволяет вытянутый из катушки ремень безопасности.

Bebe Confort Iseos (Франция)





Cam Ciao Plus (Италия)





По ходу или против хода?
Как правильно ставить детское кресло в автомобиле? Это зависит только от возраста ребенка. Малыши до одного года обязательно должны ехать полулежа и против хода! Если грудничка посадить лицом вперед, то его слабая шейка просто не сможет удержать тяжелую голову от клевка даже при незначительном торможении!
Разворачивать детское кресло по ходу движения можно, когда ребенок вырастет настолько, что его ножки станут упираться в спинку автомобильного сиденья. Как правило, это происходит к полутора-двум годам. Мышцы шеи у таких детей уже становятся достаточно сильными. А с трех лет малышей можно сажать лицом вперед безо всяких опасений.
Кстати, сами производители кресел обязаны предоставить родителям подсказку. Это может быть сделано двумя способами: в виде пояснительных рисунков или контрольными цветными кружками на боковинах. Рисунки с возможными вариантами установки кресла наносят, как правило, на его задней стенке. Если их нет, то необходимо посмотреть на сиденье сбоку. И там найдутся один или два цветных кружка. Синим значком маркируются кресла, предназначенные только для установки против хода, то есть спиной вперед. Ну, а красный кружок можно встретить на креслах для детей постарше - их необходимо располагать лицом вперед. Кресла для переходного возраста, совмещающие группы 0+ и 1, промаркированы и синим, и красным кружками. Такое кресло может быть поставлено как лицом, так и спинкой вперед.
Но обязательно помните: детское кресло можно поставить против хода на переднем сиденье только в том случае, если отключена подушка безопасности правого пассажира! Иначе сработавший airbag с огромной силой отбросит ребенка в спинку взрослого сиденья, и серьезных травм или даже гибели малыша не избежать.


Если на боковине кресла нанесен лишь красный кружок (верхний снимок), то его можно использовать только для посадки ребенка лицом вперед. А если нарисованы и красная, и синяя метки (снимок снизу), то кресло можно устанавливать как по ходу, так и против направления движения

1 | 2 | 3